История и виды кукол оберегов у славян, способы их изготовления и применения

Геноцид

Заброшенные_места-1-400x200.jpg

Путешествия

История

Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Осириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными богами. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. — Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)

Народные кукольные театры Древнего Рима родственны древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.

Виды театров кукол

120px-Mexicano_marioneta_lou.jpg

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2—3 метров.

Различие в формах представлений обуславливается, чаще всего, национальными традициями страны; задачами, которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.

Для искусства кукольного театра характерны: способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания и образная нарицательность. Это определяет включение в репертуар театров кукол сатирических, а в ряде стран Юго-Восточной Азии — героико-патетических представлений.

Вертеп

Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.

Театры кукол Северо-Восточной Азии

Во Вьетнаме с древних времён существует Театр кукол на воде.

История праздника кукольника

Гениальный кукольник открывает зрителю новый мир, мир глубокой печали и безграничной радости, пробуждая в нем самые лучшие человеческие чувства. Такие кукольники в двадцатом веке, в 1929 году, создали «Международный союз кукольных театров» (UNIMA) для обсуждения и решения общих для всех проблем. В 2000 году с трибуны восемнадцатого конгресса UNIMA проходящем в Магдебурге иранец Дживада Золфагарихо заявил о необходимости профессионального праздника для всех кукольников. Идея вызвала бурное обсуждение, но до юридического закрепления данного предложения дело так и не дошло. Но идея не умерла. В 2002 году на очередном заседании, президент UNIMA Маргарета Никулеску снова подняла вопрос, некогда не доведенный до конца, в результате приняли решение праздновать профессиональный праздник кукольника 21 марта.

В течение веков эти люди дарили нам радость, веселили, развлекали, утешали и при этом не могли заявить в отличие от других «сегодня мой профессиональный праздник». Сейчас у них есть такая возможность, но, как всегда, кукольники и в свой праздник будут дарить нам радость, ведь они, как никто знают – чем больше отдаешь, тем больше получаешь.

Игра в куклы – это, пожалуй, самая древняя игра человечества. Одушевляя предмет, столь похожий на своего создателя, человек приближается к состоянию Творца. Современные психологи утверждают, что в процессе игры «автор» отрабатывает все негативные и позитивные варианты сценария событий, подсознательно отыскивая выход из разных сложных ситуаций. Происходит перенос своих проблем на кукольный вариант, а со стороны, как известно, всегда видно лучше. 

kukla.jpg

взято с www.дкгк.рф

Еще в Древней Руси кукла была чем-то в роде хранительницы очага, здоровья детей и взрослых, защитницы от сглаза и дурного слова. Одни были оберегающими, другие создавались для праздников и обрядов, свадеб, рождения ребенка, третьи – для излечения человека: если кто-то заболевал, во время создания куклы (вязания узлов, плетения волос) говорилось про болезнь, заболевание как бы вплеталось в объект. После чего она сжигалась, и вместе с ней сгорала болезнь. Кукла была и просто игрушкой: пока ребенок играет с поделкой, родители спокойно занимаются домашними делами. Скоморохи, путешествующие от селения к селению, разыгрывали сценки, надевая на каждую руку по кукле, в итоге один человек мог изображать одновременно трех героев. Таким образом зарождался кукольный театр в России, который и по сей день дарит нам волшебство. 

Европейские кукольники

Петрушка

Как сделать обережную куклу из ткани

Различают следующие виды кукол-оберегов: укрепляющие здоровье, достаток, охраняющие от постороннего зла.

Обратите внимание! Создание магической помощницы — процесс творческий, но есть и правила его выполнения, сложившиеся за долгое время.

Первое правило для славянских кукол: их делают без лица, то есть не рисуют глаза, нос, рот. Далёкие предки считали, что через глаза в фигурку способен войти злой дух. А в современной культуре куклы с лицами — частый атрибут фильмов ужасов.

Лицо славянских защитниц семьи делалось из белой ткани — символ чистых помыслов мастерицы. На белом лице иногда рисовали крест. Крест был священным символом на языческой Руси, обозначающий солнце.

Второе правило, выработанное на протяжении истории кукол-оберегов на Руси: при их изготовлении нельзя пользоваться ножницами и иглой. Ткань просто отрывают, а не режут, нитки перегрызают, все части оберега приматываются или привязывают нитками. Поэтому второе название куколок — «рванки». Славяне считали, что резать ткань или нити, протыкать материал иголкой означает лишить будущий амулет энергии.

Третье правило: в ритуале создания магических хранительниц участвуют только женщины. Оберег будет мощнее, если его мастерят не одна, а несколько родственниц.

Четвертое правило: хранительница очага должна приниматься за творение в подходящем состоянии духа — спокойная и отдохнувшая. В процессе женщина думает о человеке, для которого создает мистического хранителя, размышляет, от чего он будет защищать и какие качества усиливать. Кукла, сделанная своими руками для близкого человека, всегда более мощный оберег, нежели купленное изделие.

Ещё одно правило: куколку скручивают на своих коленях, столом лучше не пользоваться. Так достигается наполнение маленькой берегини лишь энергией создательницы. Стол славяне считали местом, где энергии членов семьи смешиваются.

Из имеющейся этнографической информации о куклах-оберегах можно узнать, что материалы для таких поделок должны быть натуральными и некрашеными. Ещё лучше взять лоскут из ношеной одежды членов семьи (если только эта одежда была «счастливой» и не сопровождается неприятными воспоминаниями). Нитки для кукольных оберегов берутся красные.

Набивают тряпичных помощниц зерном или сухими травами. Выбирают травы, ориентируясь на их свойства. Например, молодая жена не может забеременеть — наполняют оберег архилимом. Гладиолус хорош для здоровья, василёк даёт защиту от злых людей, зверобой сохраняет малышей от дурного постороннего влияния.

Если во время работы над оберегом что-то не получалось, ткань падала или рвалась не так, как надо, предки верили, что это проделки тёмных сил. Тогда произносили слова наговора:

Важно! В зависимости от разновидностей оберегов делают нечётное или чётное число мотков и узлов. Для всех кукол действует принцип — наматывать посолонь, по часовой стрелке.

Магическая помощница должна делаться в один присест. Нельзя разрывать процесс сотворения, тем более растягивать его на два-три дня. Нужно найти достаточно времени и создать куколку за один раз.

От изготовления домашних берегинь воздерживаются по большим праздникам. Не стоит приниматься за работу над мистическими символами в пятницу и воскресенье.

Магических куколок можно не только делать из тряпок и лоскутов, но и скручивать из ниток. Такие изделия называются «мотанки» — их умели мастерить даже дети. Сейчас мастер-классы по нитяным куклам проводятся в детских садах.

Малышам предлагают взять два мотка ниток — красный или розовый (для туловища) и белый (будущие волосы). Наматывают розовые нитки на кусок картона, пока не получится маленький моточек. Снимают моток с картона и перевязывают ниткой верхнюю часть — получаются голова и шея.

Белые нитки — волосы — тоже наматывают на картонку, затем снимают с неё моток. Обрезают его с обеих сторон — на концах должны быть свободные нити. Продевают «волосы» в голову, завязывают узел. Потом из волос можно заплести косичку.

Из розовых ниток делают ещё две заготовки — руки. Когда снимают их с картонки, то завязывают с обеих сторон нитками. Затем продевают руки в туловище и опять крепят нитками.

Ноги получаются разделением главного мотка и завязыванием нитками. Если же это женская фигурка, то просто обрезают главный моток — выходит пышная юбка.

На фото видно, как можно украсить куколок лентами, бусами.

Берегини помогают своему владельцу разное количество времени. Одни обереги нужно сжечь или пустить в реку, когда они отслужат определенный срок, другие — передают в семье от матери к дочерям и внучкам.

Прощаться с отслужившим своё маленьким помощником нужно правильно. Сначала фигурку разбирают — только руками, без ножниц и ножей. Затем составляющие сжигают в печи либо на открытом огне, можно выбросить лоскуты в реку (текучую воду). Перед уничтожением нужно поблагодарить берегиню за помощь.

Бывают куколки, работающие в определенный срок. Из Крупенички-Зерновушки, залога сытости всех домашних и благополучия семьи, весной перед посевом достают зерно и пускают его на посадку — до осени, когда вырастет новое зерно, куколка отдыхает.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий